- несоблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, правил пользования жилыми помещениями;
- нарушение законодательства о тарифном регулировании, поскольку тарифы на коммунальные услуги для владельцев нежилых помещений на 15-40% выше аналогичных тарифов для населения (а недобросовестные хостельеры оплачивают из именно как граждане);
- несоблюдение налогового законодательства, так как налоговая ставка на имущество в отношении жилых помещений составляет не более 0,1% их кадастровой стоимости, а в отношении других объектов, в том числе нежилых помещений, – до 0,5% их кадастровой стоимости (ст. 406 НК РФ);
- несоблюдение так называемых законов о тишине, устанавливающих запрет на нарушение покоя граждан в ночное время (Закон г. Москвы от 12 июля 2002 г. № 42, Закон Самарской области от 13 января 2014 года № 7-ГД, Закон Калужской области от 24 апреля 2014 г. № 564-ОЗ, Закон Республики Татарстан от 12 января 2010 г. № 3-ЗРТ и др.), поскольку хостелы функционируют круглосуточно.
Кроме того, размещение хостелов в многоквартирных домах приводит к постоянному присутствию в подъездах посторонних лиц и существенной дополнительной нагрузке на общее имущество дома (сети теплоснабжения и водоотведения, лифты и т. д.). К слову, общее имущество дома и придомовая территория используются постояльцами и хостелов, работающих на законных основаниях. Поэтому первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева предложила подумать об увеличении платы хостельеров за пользование общим домовым имуществом.
Участники слушаний обратили особое внимание на то, что официально зафиксировать нарушения и привлечь к ответственности работающих не по закону хостельеров очень сложно, так как согласно принципу неприкосновенности жилища допуск в жилое помещение возможен только при согласии проживающих в нем лиц либо по решению суда, и в исключительных случаях – по постановлению следователя или дознавателя (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК РФ). Поэтому сотрудникам территориальных органов Роспотребнадзора, к примеру, попасть в хостелы, расположенные в квартирах, практически нереально.
Еще одна проблема – невозможность контроля со стороны ФМС России за размещаемыми в хостелах мигрантами. Администрации гостиниц, например, обязаны уведомлять территориальные органы миграционной службы о прибытии каждого иностранного гражданина в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия (п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ). О тех же иностранцах, которые проживают в хостелах, тем более организованных в квартирах, никакие сведения миграционному ведомству не предоставляются, отметила начальник отдела паспортной и регистрационной работы УФМС России по г. Москве Светлана Гигирева.
Нельзя не отметить, что с 1 января 2015 года введен в действие ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", в котором говорится в том числе о возможности размещения хостелов в квартирах многоквартирных жилых домов и о том, что они могут иметь вход через общий подъезд. Тем не менее не стоит забывать о том, что ГОСТы не являются правовыми актами и не подлежат обязательному применению.
Сами хостельеры выступают против принятия Законопроекта, считая, что имеют право использовать любое свое имущество в предпринимательских целях. В поддержку владельцев хостелов как представителей малого бизнеса выступает Минкультуры России. Оно считает, что массовое закрытие существующих хостелов нанесет существенный урон туристической индустрии городов России. Поэтому министерство готовит "ответный" законопроект, направленный на легализацию мини-отелей, которые смогут размещаться в жилых домах без перевода соответствующих помещений в нежилые, при условии получения согласия общего собрания собственников жилья, и при этом будут проверяться надзорными органами, отмечается, в частности, в сообщении пресс-службы Минкультуры России об итогах пленарного заседания Координационный совета по туризму при министерстве, состоявшегося в октябре 2015 года. В парламентских слушаниях его представители участия не приняли.
По мнению одного из авторов Законопроекта – первого заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергея Катасонова, реализация предложения Минкультуры России о возможности размещения хостелов в квартирах по разрешению жителей соответствующего дома еще больше ухудшит сложившуюся ситуацию. Если сейчас расположенные в жилых помещениях хостелы находятся вне закона и граждане (хоть и точечно), но добиваются их закрытия через суд, то в случае узаконивания такой деятельности прекратить ее или даже приостановить будет практически невозможно, считает депутат. Он также призвал не забывать о необходимости соблюдения баланса интересов предпринимателей и обычных граждан – жителей многоквартирных домов, которые имеют полноценное право на нормальный отдых и безопасное жилье.
Подводя итоги слушаний, Галина Хованская тоже подчеркнула, что Законопроект направлен на борьбу с незаконным предпринимательством, а не с хостелами как таковыми. По ее словам, предлагаемое документом изменение лишь уточняет уже установленный гражданским и жилищным законодательством запрет на использование жилого помещения в предпринимательских целях, однако его принятие необходимо в связи в участившимися случаями неоднозначного толкования соответствующих норм. На Законопроект уже получено 40 официальных отзывов от исполнительных органов власти субъектов РФ, 37 из которых – в поддержку его принятия, и 25 отзывов от органов представительной власти регионов (24 – "за").
Тем не менее рассмотрение Законопроекта в первом чтении уже несколько раз переносилось, поэтому точная дата рассмотрения пока неизвестна.
|